Миди система что. Как выбрать музыкальный центр? Микро-, Мини-, Миди-? Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор

В настоящее время появилось много различных периферийных устройств, подключаемых по миди-интерфейсу. И естественно, что многие начинают интересоваться: а что это вообще за такой миди-интерфейс и с чем его кушать? Многие энциклопедии дают чисто техническое объяснение, но этого часто бывает мало для общего понимания сути процесса. Многие не до конца понимают, для чего он нужен, некоторые догадываются, но не до конца, и только немногие, видевшие рождение этого формата знают, что это такое. Так что же это за зверь такой - МИДИ?

MIDI - это аббревиатура от Music Instrument Digital Interface (он же МИДИ) - цифровой протокол передачи данных между электромузыкальными инструментами (ЭМИ). ЭМИ это инструмент, звучащий в результате электронного синтеза (в народе — синтезатор).
Впервые был реализован на инструменте с фортепианной клавиатурой. Позже на этой основе появились кнопочные инструменты (электро-баяны) и некоторые духовые (флейта, саксофон).

Суть формата.

Не все знают, что формат MIDI создавался вовсе не для звукового сопровождения в играх или как способ передачи музыки между компьютерами. Изначально он был придуман для того, чтобы электромузыкальные инструменты (синтезаторы) разных производителей могли управлять звуками друг друга. А синтезаторы это ведь те же компьютеры: есть клавиатура, есть куча кнопок, есть процессор, есть генератор звука и есть приборы вывода результата (на экран и на аудиовыход). И внутри этого компьютера постоянно передаётся определённая информация от клавиатуры и управляющих кнопок в процессор и потом передаётся генератору для последующей обработки. Не вся информация передаётся генератору: есть информация от клавиатуры и регуляторов, а есть некоторая информация только для визуального графического отображения на дисплее.

Задача клавиатуры - максимально честно и качественно передать все нюансы игры на клавиатуре. Т.е. какая клавиша была нажата, сколько времени она была нажатой, с каким характером (нюансом) нажалась и как именно отпустилась, каким инструментом это всё игралось… и т.д. и т.п.
Задача генератора - всю эту информацию оперативно принять и качественно выдать на выходе.

История формата.

MIDI как отдельный протокол (пока ещё не стандарт) был задуман фирмами Roland и Sequential Circuits для своих синтезаторов.

До момента создания стандарта MIDI каждая фирма-производитель синтезаторов имела свою систему хранения всех этих данных (секвенцеры). Тогда были в моде дискеты (да и щас они ещё есть). Их объёма в 1,5 Мб (а HDD = 2 Мб) с лихвой хватало как для сохранения всех параметров регуляторов и кнопок, так и для полноценного хранения информации о целых композициях, сыгранных на этом синтезаторе. В целом на одну дискету можно было поместить до 30 отдельных полномасштабных композиций.

Но вся проблема оказалась в том, что эта информация читалась только на том синтезаторе, на котором она и была создана. Даже в рамках одной фирмы её синтезаторы имели различные, несовместимые между собой, системы хранения данных.. Т.е. определённой системы как стандарта ещё не было, и каждый производитель придумывал свои фишки и особенности. И поэтому когда ломался синтезатор, или надо было срочно менять его на другой (например, на концерте), информация со старого не читалась в новом.

В 80-х годах эта проблема выросла достаточно сильно: многие музыканты были вынуждены покупать синтезаторы разных фирм только из-за пары фишек на их синтезаторе, возить всё это хозяйство становилось накладно, каждый синтезатор (а тогда они были ещё аналоговыми) были каждый размером с холодильник, а подключения перед концертами больше походили на фронтовые бои с выжившими и побеждёнными…

Тогда ведущие производители Roland, Sequential Circuits,Yamaha и Oberheim собрались и договорились о некоторых стандартах в плане формата сохранения данных. Так появился General MIDI первого поколения (GM1). Был создан типовой генератор и типовой протокол передачи данных для этого генератора. И теперь синтезатор с аббревиатурой GM мог уже более-менее сыграть то, что было сделано на другом GM-совместимом синтезаторе. В силу тогдашнего ограничения пропускной способности IBM PC компьютеров в данный стандарт вошло описание 2 банков звуков в 8 категориях по 8 инструментов в каждой (всего 128 стандартных звуков), и 127 контроллеров для каждого инструмента (громкость, панорама, эффект и т.д) со шкалой от 0 до 127. Но на деле этих контроллеров оказалось не более 20ти: остальные ячейки остались незанятыми (т.е. при передаче определённого сигнала в эти ячейки ничего не происходило).

Первая звуковая карта для PC компьютера была разработана фирмой Roland и называлась MPU-401 (MPU — Music Processing Unit). Этот интерфейс стал стандартом для подобного рода устройств на долгие годы и остается таковым и по сей день. В любой современной звуковой карте поддерживается режим эмуляции MPU-401. Если у вас Windows, то в «Информации о системе» в разделе «Звуковые, Видео и Игровые Контроллеры» вы наверняка найдете для своей звуковой карты эмуляцию MPU-401.

В 1988 году по предложению фирмы Opcode был принят формат Standard MIDI File (SMF) для полной совместимости синтезаторов с компьютерами. Этот файл с расширениями.mid или.smf и есть тот самый стандартный МИДИ файл . Модифицированная его версия используется для передачи букв и слов (то есть содержит и музыку и текст к ней), и имеет расширение.kar поскольку такие файлы широко используются в караоке.

Для поддержания стандарта и его дальнейшего расширения была учреждена независимая организация - MIDI Manufacturer’s Association (MMA). Позже, с развитием компьютерных технологий, в 1998 году стандарт General MIDI был доработан до 2 поколения. В новом стандарте расширили полифонию и палитру доступных инструментов до 256, добавили ряд новых контроллеров. С тех пор, для совместимости синтезаторов и появившихся компьютеров, в звуковые карты последних стали ставить банки звуков стандарта GM1 и GM2. Так стало возможным без самого синтезатора прослушать на компьютере то, что было сочинено на синтезаторе. Качество звуков стандарта GM естественно было далеко (и сейчас уже очень далеко) от реального звука, но тогда это было лучше, чем совсем ничего.

Возможности этого стандарта всё-таки не совсем удовлетворяли запросам многих производителей: у многих были свои фишки и маркетинговые ходы для своих покупателей. Так у Yamaha появился XG (Xtended General, по сути добавленный к GM ряд фирменных ямаховских звуков и улучшенная их обработка) и такой же фирменный GS (General Synth) у Roland. Таким образом формат GM формально был соблюдён: во многих синтезаторах Yamaha игрались дискеты от Roland. И наоборот.
Но с родным форматом XG (GS) звук был лучше. Так фирмы привязывали своих покупателей к продукции только своей фирмы.

Технологии.

В 90-е годы некоторые производители поняли, что технология MIDI применима не только к ЭМИ:
во-первых, клавиатура может быть не только аналогичной музыкальному инструменту, но и любой другой (в том числе, компьютерной). Так появились многочисленные контроллеры, пады (как ручные, так и ножные), электронные ударные установки, семплеры, секвенсеры…
во-вторых, оказалось, что через MIDI можно передавать не только информацию от клавиатуры к генератору, но и любую другую техническую информацию для совершенно разных устройств. Так, вдобавок к разъёмам IN и OUT, добавился «транзитный» разъём THRU, через который можно было передать информацию с первого синтезатора третьему синтезатору через второй транзитом. Т.е. можно было к двум синтезаторам подключить третий, который реагировал только на команды, предназначенные именно для него. Первые два синтезатора на них не реагировали.

Технически MIDI представляет собой последовательный интерфейс передачи данных со скоростью 32,25 килобод. Используются 5-контактные DIN-разъемы и экранированный кабель с двумя проводниками. На большинстве современных синтезаторов существует три MIDI-порта - IN, OUT и THRU.

Назначение первых двух понятно из названия (вход и выход), на порт THRU (от английского through, через) в неизменном виде подается информация, приходящая на вход (IN) устройства. Это позволяет каскадировать приборы один за другим.

По одному физическому MIDI-соединению передается 16 «виртуальных» MIDI-каналов. На синтезаторе для каждого из MIDI-каналов устанавливается нужный тембр и инструмент может играть одновременно разные музыкальные партии (каждая на отдельном канале) несколькими звуками.

Для того чтобы некоторая нота зазвучала на определенном MIDI-канале, синтезатор должен получить сообщение «Note On». Оно состоит из трех байтов - в первом кодируется тип сообщения (Note On) и номер канала (0-15), во втором высота ноты (128 ступеней по полтона), а в третьем громкость взятой ноты (тоже 128 ступеней). Почти такое же сообщение (только с типом Note Off) необходимо для того, чтобы инструмент прекратил воспроизводить данную ноту. Такая простая организация позволяет довольно эффективно использовать не очень высокую пропускную способность MIDI, при этом иметь до 16 каналов в одном последовательном интерфейсе. Из-за «последовательности» в MIDI невозможно сделать так, чтобы две ноты звучали абсолютно одновременно. Однако задержки между одновременно взятыми нотами в аккорде минимальны (единицы миллисекунд) и становятся заметны только в очень насыщенных произведениях.

Кроме команд «Note On» и «Note Off» в MIDI предусмотрено множество других сообщений. Прежде всего это контроллеры, с их помощью можно в реальном времени изменять звучание тембра (если последний это поддерживает). Например, можно плавно менять высоту взятой ноты, создавать эффект вибрато и делать множество других вещей. Вообще живучесть MIDI (почти 30 лет) объясняется тем, что разработчики заложили в стандарт возможности к расширению. В MIDI существует множество не стандартизированных команд, которые каждый производитель может использовать по своему усмотрению (при этом не понимающий этих команд прибор их просто проигнорирует или передаст третьему через THRU), а кроме того до сих пор возможно расширение формата при помощи стандартизации новых команд по предложению производителей (этим и занимается MMA в настоящее время). Сейчас формат MIDI используется не только по своему прямому назначению (игра на синтезаторах), но и во многих смежных областях, таких как синхронизация аудио/видеоустройств и даже управление световыми эффектами (DMX технологии).

Бум подобного подключения синтезаторов между собой пришёлся на пик творчества Жана Мишеля Жарра: именно он впервые в мире смог подключить (и запрограммировать) более 10 синтезаторов в одну MIDI-цепь, где каждый из синтезаторов имел свою чётко написанную программу включения/выключения заданных параметров в заданное время (т.е. мог менять звук на синтезаторе в заданное время без вмешательства со стороны исполнителя: последний мог спокойно продолжать играть на инструменте, только уже другим звуком и с другими параметрами.
Тогда многие поняли, что за миди-технологией большое будущее: ведь только эта технология на зарождавшихся тогда свето-звуковых шоу могла точно, секунда в секунду, поменять звук на синтезаторе и сдетонировать залп фейерверка и ещё много чего сделать в эту секунду. Что практически невозможно сделать вживую, живым оператором.

Перспективы.

В настоящее время на рынке миди-устройств наблюдается всё более и более глубокое разделение по классам:
1. появились отдельные миди-клавиатуры (как фортепианного типа, так и баянного), это те же синтезаторы, только без встроенного генератора, с различным количеством всевозможных регулировок и механикой, от обычной до максимально приближенной к реальности (молоточковая клавиатура и прочие фишки),
2. появились отдельные миди-интерфейсы, призванные обеспечить совместимость форматов USB-to-MIDI и передачу информации от одного устройства в другой (компьютер) и обратно,
3. появились звуковые модули (тот же синтезатор, только без клавиатуры) с огромными библиотеками звуков и с возможностью размещения модуля в студийной рэковой стойке,
4. появились многочисленные миди-контроллеры (тот же синтезатор, только без клавиатуры и генератора), призванные облегчить жизнь оператора и имеющие возможность аппаратной регулировки практически любого параметра звукового модуля (№3) либо компьютерного звукового редактора (DAW),
5. появились драм-машины (разновидность того же синтезатора, только с клавиатурой в виде падов (pad) и набором семплов),
6. появились сэмплеры (бывшие секвенсоры), позволяющие запрограммировать на любую клавишу любой звук, реально записанный с оригинала (звуки природы, людей, машин, реальных музыкальных инструментов),
7. появились электронные барабанные установки (сочетание падов и миди-контроллера с генератором)
8. появились мобильные миди-рекордеры (те же секвенсоры) - приборы для совместной работы с клавиатурами (№1), контроллерами (№4) и модулями (№3) , записывающие в своей памяти в реальном времени всю историю манипуляций с клавиатуры и регуляторов, с целью сохранения/редакции и повторного использования/воспроизведения, но уже без исполнителя и без участия компьютера…

Настоящее.

Сегодня самое большое распространение технология MIDI получила в живых концертах, в виде отдельных семплеров. Например, активно использует семплеры группа Linkin Park. С помощью семплера многие барабанщики сейчас могут сыграть любым звуком, который можно заранее загрузить в семплер. Суть проста: к пластику каждого барабана крепится миди-триггер, который при ударе по пластику передаёт сигнал семплеру. В итоге получается два звука - звук самого пластика и звук из семплера. Смесь этих звуков может дать фантастические краски и драйв, чем многие барабанщики и пользуются повсеместно (и так же скрывают истинную природу звучания барабанов на концерте). Точно так же можно говорить и о гитаристах: миди-триггеры на гитаре уже не редкость. Да и педаль не нужно так часто нажимать для переключения звука: если смена этого звука запрограммирована заранее в тайм-коде звучащей композиции, то семплер может сам переключить нужный звук в нужное время в нужном месте. Именно благодаря технологии МИДИ сейчас стали возможны потрясающие и грандиозные свето-звуковые шоу многих исполнителей…

Сейчас при прямом подключении устройств к компьютеру наличие разъёмов именно MIDI абсолютно не обязательно: эти миди-сигналы спокойно можно передавать и через обычную шину USB, что ещё более удобно. Тем более что сейчас подобных миди-устройств с USB выпускается довольно много. Хотя при подключении двух независимых совместимых устройств, наличие родных миди-разъёмов пока обязательно.

Ошибки.

Самая распространённая ошибка многих пользователей - они пытаются подключить аудио-аппаратуру между собой через миди-разъёмы, не понимая, что звук (потоковое аудио) никаким образом не может передаваться по миди-каналу. По миди передаётся ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИЯ о нажатом (повёрнутом) контроллере. Миди это не оцифрованный звук, это набор стандартизированных команд для генератора.

Точно так же бессмысленно говорить о «плохом или хорошем звучании миди-музыки». MIDI-файл - не музыка, это набор команд по управлению электронными музыкальными инструментами и ничего более. Вспомним классический духовой орган. Здесь исполнитель посредством сложнейшей механики управляет подачей воздуха в комбинации звучащих труб. MIDI - электронный аналог такой механики. Это просто инструмент, при помощи которого исполнитель реализует свои замыслы. Поэтому совершенно бессмысленно говорить о качестве MIDI в плане музыки, имеет место лишь разговор о возможностях управления, предоставляемого этим цифровым интерфейсом.

Сейчас для реализации всех возможностей технологии миди в домашней студии достаточно 4 вещей:
1) компьютер с установленным редактором (DAW) и VST-плагинами,
2) миди-интерфейс, который может быть в звуковой карте (PCI, USB, FireWire), либо реализован на шине USB (отдельный кабель),
3) миди-контроллер для управления DAW (чтобы многочисленные регуляторы не крутить мышкой) тоже бывает на USB-шине,
4) миди-клавиатура, обычно фортепианного типа, для наигрывания мелодий (рисовать мелодию мышкой не очень удобно).

Дополнительно можно подключить электронные ударные, либо драм-машину, либо отдельный звуковой модуль и управлять ими по миди.
Функционал и ценовой диапазон современных миди-устройств поражает воображение: от обычного кабеля до монстра …

Практические примеры и настройки будут в

(Visited 12 902 times, 1 visits today)

MIDI-клавиатура значительно облегчает процесс написания музыки. Вводить ноты мышкой долго и нудно. Чем различаются MIDI, как их подключить и какую выбрать – читайте в статье.

MIDI-клавиатуры: чем различаются, как подключаются, какую выбрать?

Довольно часто нас спрашивают про необходимый минимум оборудования для домашней студии. Рассказываем, что нужно иметь в первую очередь:

1. Профессиональную звуковую карту. Встроенные и игровые карты в данном случае не годятся. Их можно использовать только от безысходности, и результат будет заведомо плохим.

2. Студийный конденсаторный микрофон.

3. Студийные наушники. Желательно закрытые, чтобы можно было записывать вокал.

4. Студийные мониторы. Но не мультимедийные колонки SVEN, Genius и им подобные! Разница между студийными мониторами и мультимедийными колонками заключается в большей детализации первых, а также в линейности звучания музыкального материала.

5. Качественную коммутацию, а также необходимые стойки.

Что нужно купить во вторую очередь? Набравшись некоторого опыта, музыканты задумываются о следующем:

2. MIDI-клавиатурах.

3. Инструментальном звукоусилении (гитарные/басовые комбоусилители).

4. Процессорах эффектов, обработке звука.

5. Дополнительных инструментах, в том числе о микрофонах.

Сегодня речь пойдет о MIDI-клавиатурах.

На фото –MIDI-клавиатура

Для начала немного о MIDI

В те времена, когда можно было увидеть живых The Beatles, а синтезаторы были аналоговыми, клавиатура представляла собой набор контактов, электрически связанных со звукогенерирующей частью. Когда один контакт замыкался, ток проходил через соответствующий переменный резистор, настроенный на определенную ноту, и появлялся звук. Фактически синтезатор был самодостаточным устройством, «вещью в себе». Не предполагалось никаких «контактов с другим миром», кроме подключения к усилителю или микшерному пульту.

По мере того, как число моделей синтезаторов на рынке увеличивалось, различные производители стали пытаться обеспечить «диалог» между устройствами. Поначалу это было безуспешным мероприятием: отсутствовали какие-либо стандарты. Однако в начале 80-х годов производители музыкального оборудования решили покончить с «произволом» и впервые собрались «за столом переговоров».

В результате был принят единый стандарт, названный MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Это была настоящая революция. После этого можно было подключать друг к другу, не боясь несовместимости или повреждения, любые клавиатуры и секвенсоры. Это послужило толчком к развитию отдельных звуковых модулей (синтезаторов без клавиш) и в дальнейшем – программ, синтезирующих звуки. Согласитесь, намного удобнее иметь 10 разных синтезаторов и одну клавиатуру, чем 10 клавиатур.

Кстати, клавиатуру принято называть MIDI-контроллером. Наименование подчеркивает, что она выполняет чисто «управленческие» функции. И, между прочим, MIDI-контроллер совсем не обязательно должен иметь вид фортепианных клавиш. Бывают контроллеры в виде гитары, баяна или, например, флейты. Поэтому более правильно употреблять термин MIDI-контроллер фортепианного типа.

Что же лучше: MIDI-клавиатура или синтезатор?

После того как мы выяснили, что MIDI-клавиатура по сути – «безмозглый синтезатор», который не в состоянии издавать какие-либо звуки, встает резонный вопрос: стоит ли ее покупать? Или можно обойтись домашним синтезатором, потому что к компьютеру подключить его проще простого, а встроенный автоаккомпанемент помогает при сочинении музыки? Какие есть преимущества и недостатки у каждой стороны?

Доводы за MIDI-клавиатуры

  • Цена. «Мидюшка» (как часто называют MIDI-клавиатуру) дешевле, чем синтезатор с аналогичной клавиатурой. Четырехоктавная клавиатура с полноразмерными активными клавишами стоит от $100 и позволяет решить большинство студийных задач. Синтезатор за такие деньги не купишь.
  • Качество. Клавиши – практически единственная значимая деталь MIDI-клавиатуры. Производители, как правило, сосредотачивают внимание именно на клавишной механике. Как следствие, даже у дешевых моделей клавиши могут быть лучше, чем на довольно дорогих синтезаторах.
  • Универсальность применения. Имея устраивающую вас клавиатуру (по механике клавиш, по крутилкам и регуляторам), вы можете использовать ее с какими угодно синтезаторами и даже с другим студийным оборудованием.
  • Простота подключения. Подключить к компьютеру MIDI-клавиатуру гораздо проще, чем синтезатор (его придется настраивать). Помочь удаленно в настройке сможет далеко не каждый специалист.

Даже имея огромный опыт за плечами, мы часто не можем ответить на некоторые вопросы покупателей. И это не означает, что мы безнадежны. Ответить можно при условии, что под рукой есть такой же инструмент, который использовали в сходных условиях. А это невозможно.

  • Долговечность и актуальность. Имеется в виду не срок службы клавиатуры – по этому показателю контроллер не превосходит синтезатор. Мода на звуки меняется быстро. Покупать для каждой песни новый синтезатор могут позволить себе только зарубежные суперзвезды. Более того, продать клавишный синтезатор после эксплуатации почти нереально. А к клавиатуре вы привыкнете, и желания расстаться с ней не возникнет.
  • Компактность. Если вы не обладаете элитным жильем, то площадь вашей домашней студии вряд ли превышает 10–12 кв. метров. То есть хранить клавишные синтезаторы просто негде. MIDI-клавиатура компактна и в принципе лучше приспособлена для работы с несколькими устройствами.

Или все-таки синтезатор?

Преимуществ у последнего не так много:

  • Автоаранжировка. Многие современные синтезаторы имеют встроенный автоаккомпанемент, который дает возможность «вживую» исполнять музыкальные произведения для целого ансамбля. Пожалуй, этот аргумент является самым весомым из всех.

Вы можете записать автоаккомпанемент в секвенсор и, работая с другими звуками, быстро сделать профессиональную аранжировку. Аналогичные компьютерные программы-аранжировщики достойного развития не получили.

  • Подключение. Вы можете играть только на синтезаторе, не подключая его к компьютеру. С MIDI так не получится.

Помимо быстроты «разворачивания», есть еще надежность. Компьютер или планшет может «зависнуть». А вероятность отказа у физического синтезатора намного ниже.

  • Качество звука. Если мы говорим о профессиональных моделях, то качество звука у них довольно высокое. Чтобы получить такое же качество с виртуальными синтезаторами в реальном времени, нужно иметь довольно серьезный компьютер и высококачественную недешевую звуковую карту.

Немного истории

Исторически сложилось, что мы подключаем MIDI-клавиатуру, да и другие MIDI-контроллеры с помощью разъема 5 DIN (правильнее было бы написать 5/180 DIN, а еще правильнее – DIN 41524).

Изначально этот тип коннектора стандартизировали для аналогового звука, и так подключались многие советские магнитофоны. Этот тип подключения применялся и во многих компьютерах (в том числе на Apple II), игровых приставках, научной аппаратуре. Стандарт DIN 41524 описывает только тип и форму разъема. В разных устройствах разъемы могут быть электрически несовместимы. MIDI, например, можно вставить в PS/2, только ничего не будет работать.

Сегодня все так же применяется пятиконтактный разъем. В профоборудовании он является стандартом. Однако большое количество клавиатур и контроллеров обзавелось разъемом USB, который позволяет подключиться практически к любому компьютеру. В продаже можно встретить и переходники/конверторы MIDI-USB. С их помощью можно подключать старые синтезаторы и MIDI-клавиатуры к ПК.

На фото – MIDI-интерфейс M-AUDIO MIDISPORT UNO USB

Нужно понимать, что MIDI-клавиатура / контроллер – это всего лишь клавиатура, такая же, как и та, на которой я печатаю этот текст. Ничегошеньки она сама не умеет, звука без подключения к компьютеру не дает. Это просто набор кнопок и регуляторов, которые передают факт нажатия на компьютер. Чтобы распознавать нажатие клавиш, на компьютере должна быть установлена специальная программа для интерпретации MIDI-сообщения.

Большинство клавиатур/контроллеров подключается по технологии Plug and Play (стандартные драйверы установлены в системе). Вам останется только сконфигурировать контроллер в настройках используемой программы. Некоторым профессиональным контроллерам нужны драйверы, поэтому читайте инструкцию и не забывайте их устанавливать.

Практически все MIDI-клавиатуры работают с любым программным обеспечением. Нужно просто подключить клавиатуру к ПК, запустить Host-программу (например, Cubase), настроить подключение, выбрать виртуальный синтезатор (VSTi) – и можно начинать играть.

Клавиатуры, подключенные к звуковой карте с помощью разъема MIDI, обычно программа подхватывает автоматически. А вот если вы используете USB, чаще всего нужно указывать порт подключения вручную. Также существуют контроллеры, созданные специально для определенной программы. Например, практически все контроллеры для Dj.

При подключении по USB дополнительное питание необходимо только большим профессиональным клавиатурам-контроллерам. А при использовании MIDI-разъема клавиатуре потребуется блок питания.

С подключением немного разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие бывают MIDI-клавиатуры, чем они отличаются и как же выбрать ту, которая подойдет именно вам.

Первое, на что обращаешь внимание при выборе контроллера, – это размер. У клавиатур он определяется количеством октав и размером клавиш. У комбинированных контроллеров увеличение размера может быть обусловлено наличием дисплея и дополнительных регуляторов.

Клавиши бывают двух основных размеров: полноразмерные, такие же, как у «деревянного» фортепиано, и уменьшенные. Обычно уменьшенные устанавливают на портативных контроллерах, которые можно носить с собой и сочинять мелодии, например, в поездке. Чаще всего такие клавиатуры имеют 25–32 клавиши и небольшое количество дополнительных регуляторов. Полноразмерные клавиатуры имеют от 25 до 88 клавиш. Если самые первые в линейке модели еще можно носить с собой, то последние больше подходят для стационарного применения. Особенно если клавиши на них молоточкового типа.

Т: На фото – линейка MIDI-клавиатур M-AUDIO Keystation

Типы механики клавиатур

Есть три основных типа: взвешенная, полувзвешенная и невзвешенная (т. н. синтезаторная). Обычно клавиатуры с механикой синтезаторного типа имеют чуть уменьшенные в длину клавиши (ширина их стандартная). Они представляют из себя пластиковую пластинку-рычажок, на которую легко нажимать.

В противовес им взвешенные клавиатуры с молоточковой механикой имеют полноразмерные клавиши, как у рояля, которые нажимаются с определенным усилием и дают ощущение игры на настоящем музыкальном инструменте. В некоторых топовых MIDI-клавиатурах клавиши даже изготавливают из дерева. Обычно такие клавиатуры позволяют регулировать взвешенность в определенных пределах. Полувзвешенная механика, как видно из названия, – нечто среднее между двумя предыдущими.

Важный параметр MIDI-клавиатуры – чувствительность. Она отвечает за то, будет ли меняться звук в зависимости от силы/скорости нажатия. Малоформатные клавиатуры обычно не обладают т. н. активной клавиатурой, и динамику (velocity) приходится впоследствии рисовать вручную. На более дорогих моделях на каждой клавише установлено по нескольку датчиков, передающих скорость/силу нажатия, скорость отпускания, продолжительность нажатия и так далее.

Послекасание (aftertouch) отвечает за чувствительность клавиатуры уже после того, как вы нажали клавишу. Можно сказать, что наличие этого параметра позволяет «додавить» клавиши, что может быть полезно, если вы играете с помощью VST синтезаторов, имитирующих духовые инструменты, органы, некоторые струнные.

Если вы хотите не просто поиграть, записать немного «подкладов» и простенькое соло, если нужно управлять синтезаторами, изменять их параметры на лету, вам будут полезны клавиатуры с дополнительными регуляторами.

Регуляторы на MIDI-клавиатурах

Самыми часто встречающимися регуляторами на MIDI-клавиатурах являются Pitch и Modulation, располагающиеся чаще всего слева от клавиатурного блока. Регулятор Pitch позволяет изменять высоту ноты в ограниченных пределах. Modulation управляет модуляцией.

На фото – регуляторы управления: питч (Pitch) и модуляция (Modulation)

Кроме стандартных, клавиатура может иметь дополнительные программируемые регуляторы, которые можно использовать по своему усмотрению. Обычно они подписаны просто цифрами. Если устройство имеет большое количество регуляторов, они могут быть разделены на группы (тогда их подписывают цифрой и буквой, обозначающей группу, например, А1, A2, C3, и т. д.).

Некоторые клавиатуры имеют органы управления в виде пэдов, на которые пользователь может назначить определенный звук, короткую музыкальную фразу и пр. Чаще всего пэды используют для исполнения/записи ритмических рисунков.

На фото – назначаемые пэды MIDI-контроллера Akai MPK261

MIDI-клавиатуры позволяют управлять инструментами VST, регулировать их параметры на лету, импровизировать во время выступления. Они дают ощущение управления звуком, позволяют «прикоснуться» к музыке.

Еще одно оборудование, которое можно подключить к клавиатуре, – духовой контроллер. Он позволяет исполнять партии духовых инструментов. Звучание максимально приближено к оригиналу.

Многие MIDI-клавиатуры / контроллеры можно подключать к мобильным устройствам, планшетам, смартфонам. В отличие от малоформатных клавиатур профессиональные могут потребовать дополнительного питания. Это необходимо учитывать при выборе устройства. Также не забудьте обзавестись необходимым переходником, исходя из того, какое мобильное устройство вы планируете использовать.

Обзор MIDI-клавиатур

Рассмотрим конкретные модели и попробуем понять, какая подойдет именно вам.

Начнем с самых маленьких. Такие клавиатуры обладают уменьшенными клавишами, небольшим количеством дополнительных регуляторов и подойдут тем, кто любит сочинять музыку в поездках. Наиболее распространенные представители этой группы – M-audio Axiom Air Mini 32, AKAI MPK-Mini MK2 USB, а также ARTURIA MiniLab MKII.

На фото – Arturia MiniLab

Такие инструменты легко подключаются к планшету или нетбуку и позволяют наигрывать любимые мелодии где угодно.

В продолжение темы – малогабаритные клавиатуры с полноразмерными клавишами. Они подойдут тем, кому играть на миниатюрных клавишах неудобно. Например, модели ALESIS V25, M-AUDIO Oxygen 25 IV .

На фото – MIDI-клавиатура ALESIS V25

Наиболее крупная группа среди MIDI-клавиатур – инструменты с 49 клавишами. В ней представлены как бюджетные решения, обладающие только фортепианной клавиатурой, например, AXELVOX KEY49J, так и более профессиональные модели, например, M-AUDIO Oxygen 49 IV, NOVATION IMPULSE 49, ARTURIA KeyLab 49. Такие клавиатуры подойдут большинству музыкантов. Выбрать подходящую просто. Главное – решить, нужна «просто клавиатура» или «клавиатура с кучей крутилок».

Заключительная категория – полноформатные контроллеры на 88 клавиш, чаще всего с молоточковой механикой и обширным числом органов управления. Устройства чаще всего используют профессиональные музыканты, исполняющие сложные, чаще всего фортепианные аранжировки. В большинстве это стационарные студийные устройства. Один из недорогих вариантов – MIDI-клавиатура M-Audio Oxygen 88.

Но в большинстве своем это довольно дорогие устройства. Например, ARTURIA KeyLab 88 или Studiologic SL88 Studio.

На фото – MIDI-клавиатура ARTURIA KeyLab 88

Если у вас остались вопросы о MIDI-клавиатурах или возникли сложности при выборе определенной модели, обратитесь к нашим специалистам. Вы можете рассказать им о своих требованиях к инструменту и условиях его эксплуатации. Исходя из этого, сотрудники порекомендуют оптимальные модели.

Не нужно быть настоящим меломаном, чтобы желать слушать музыку с чистым, ровным, громким, одним словом – хорошим звуком. Воплотить это желание в жизнь помогают самые лучшие музыкальные центры, которых на рынке сегодня представлено просто-таки огромное множество. Мы же, опираясь на отзывы покупателей, отобрали только те, что достойны вашего внимания. Чем же именно порадует ТОП-5 этих систем, покажет данный рейтинг. Он призван помочь вам в довольно непростом выборе – купить наиболее подходящую модель для дома, кафе, ресторана и т.д.

Этот рейтинг является подтверждением тому, что среди десятков, если не сотен фирм-производителей такого оборудования всего лишь 3-5 пользуются огромным спросом. В списке лучших фирм по производству музыкальных центров находятся следующие:

  • Sony – это название у многих ассоциируется с приставками, геймпадами и, собственно, играми. При этом данная компания уже давно завоевала себе одно из лидирующих мест на рынке оборудования для воспроизведения музыки благодаря созданию технологичных проигрывателей и полноформатных акустических систем.
  • Pioneer – как и компания Sony, эта фирма специализируется на создании мультимедийных систем для дома и автомобиля, для профессионального использования. Несмотря на «русское название», это японский производитель.
  • LG – эта компания выпускает широкую линейку бытовой-, ТВ и аудиотехники, мобильных устройств. Она старается объединять в своих системах все самое лучшее и нужное для отличной вечеринки – караоке, радио и т.д.

От каждой фирмы, кроме LG, было выбрано по 2 победителя, которые собрали наибольшее количество положительных отзывов.

Рейтинг лучших музыкальных центров

При выборе тех или иных устройств в приоритете было качество звучания как на низких, так и на высоких частотах. В дополнение, мы сконцентрировались на следующих параметрах:

  • Количество выходов и их виды (под микрофон, наушники, сабвуфер и т.д.);
  • DJ эффекты;
  • Поддержка караоке;
  • Наличие привода для диска или входа для флеш-накопителя;
  • Удобство пульта и управления в целом;
  • Тип воспроизводимых файлов;
  • Мощность колонок;
  • Количество запоминаемых радиостанций;
  • Тип эквалайзера (ручной или автоматический);
  • Светоэффекты.Одной из причин для включения в этот рейтинг лучших того или иного музыкального центра стала функциональность системы – наличие вайфая и блютуза, поддержка AirPlay и iPod. Не на последнем места расположились габариты, вес и дизайн оборудования.

Лучшие микро-музыкальные центры

Sony CMT-SBT100

Это одна из бюджетных моделей в нашем рейтинге, усиленная достаточно мощными акустическими системами. Примечательно, что они сделаны из дерева, а не пластика, но почему-то имеют не самый хороший звук и меломанам скорее всего не подойдут, хотя в целом он чистый. Здесь можно слушать не только музыку с дисков, но и радио, в обоих случаях звучание «тянет» на твердую четверку. Приятным дополнением является возможность регулировки НЧ и ВЧ-тембров. Не обошлось и без «фишек» в виде белой подсветки. Управление осуществляется с помощью удобного цифрового пульта.

Достоинства:

  • Чувствительный FM-тюнер;
  • Хороший сигнал Bluetooth;
  • Небольшой, но вмещающий всю нужную информацию дисплей;
  • Воспроизведение с USB;
  • Дизайн.

Недостатки:

  • Иногда слегка заедает лоток для дисков;
  • Не читает имена файлов на кириллице.

В отзывах о микро-центре Sony CMT-SBT100, куда по стандартам входит сам плеер и два усилителя прямо в колонках, пользователи советуют хорошо «прогревать» его динамичной музыкой, после этого звук становится гораздо лучше.

При этом нужно учитывать, что он работает только с файлами MP3.

Pioneer X-HM51-W

Эта модель имеет все основания для того, чтобы стать одной из лучших в нашем рейтинге по функциональности. Прежде всего, внимание в ней привлекает поддержка iPod, что позволяет воспроизводить музыку прямо с него. Кстати, разъем для него удачно расположен на передней панели.

Это выгодное предложение для любителей радио, ведь техника работает и с AM, и с FM. Более того, он может запоминать до 45 радиостанций. И, наконец-то, хоть один производитель оснастил свое творение выходами и под , и для сабвуфера с хорошим воспроизведением звука на низких частотах.

Одна из самых лучших моделей музыкальных центров компании Pioneer, X-HM51-W, принимает диски типа CD, CD-R, CD-RW, что делает ее еще более универсальной. А наличие Bluetooth и поддержка как WMA, так и MP3 только подчеркивает это достоинство. Также тут есть несколько полезных «фишек» – таймер и часы.

Достоинства:

  • Качественное проигрывание как спокойной, так и динамичной музыки;
  • Хорошая сборка;
  • Отсутствие лишних деталей;
  • Простота управления.
  • Компактность размеров;
  • Мощная система HI–FI;
  • Быстрая настройка.

Недостатки:

  • Переднее расположение входа AUX;
  • Нет вайфай-входа;
  • Кнопки на пульте мелкие.

В отзывах пользователи жалуются на то, что при воспроизведении с USB Pioneer X-HM51-W не запоминает место выключения, из-за чего каждый раз заново приходится искать нужный трек. В целом, эта микросистема, выполненная в приятном для глаза белом цвете, часто используется для дополнения звука .

Лучшие мини-музыкальные центры

В этой номинации выиграли две модели от довольно известных производителей.

LG FH6

Эту модель нельзя назвать особенной, она имеет стандартный набор функций. Тут, как и полагается в музыкальных центрах типа мини-система, нет оптического привода. Поэтому, чтобы, например, попеть в караоке, которое здесь, кстати, есть, понадобится закачивать музыку на флеш-накопитель. В этот момент станет понятно, что функционал продуман грамотно, так как читаются файлы и WMA, и MP3.

Естественно, устройство имеет радио, и количество станций, которое можно сохранять в памяти, довольно приличное – 50. Он позволяет не только прослушивать музыку, но также и петь караоке, причем одновременно двум людям благодаря входам под микрофоны. Это идеальный выбор для любителей светомузыки, и это только подтверждает его популярность в 2017 году.

Достоинства:

  • Мощный радиоприемник FM;
  • Простая настройка эквалайзера;
  • Светоэффекты;
  • Управление с мобильного телефона;
  • У акустики ровный бас;
  • Наличие диджейского управления;
  • Не нужно множество проводов;
  • Аналоговый вход.

Недостатки:

  • Слишком громкий для квартиры, хотя это скорее плюс;
  • С виду не очень надежный пластик.

Музыкальный центр LG FH6 сделан в формате мини-системы, о чем напоминает его компактность. Колонки здесь встроены внутрь проигрывателя, что делает его максимально удобным в использовании.

Pioneer P2-K

Пожалуй, в нашем рейтинге это одна из самых лучших моделей музыкальных центров премиум-класса. На это указывает как высокая цена, так и широкий функционал мини-системы. Из недостатков сразу хочется отметить большие колонки, да и сам проигрыватель имеет немалые размеры. Но все это будет не особо важно для меломанов, ведь здесь предлагаются дополнительные возможности – интернет-радио, поддержка RDS, выходы под наушники и сабвуфер.

С помощью этой модели благодаря AirPlay можно транслировать видеозаписи и фотографии с iPhone или iPad. Более того, тут есть долгожданный Wi-Fi, которого порой так не хватает в других моделях из этого ТОПа. Некоторый интерес вызывает и воспроизведение файлов в разных форматах – WMA, MP3, FLAC. Звук здесь «что надо», и возможным это стало за счет хорошей мощности фронтальных колонок (по 75 Вт каждая). Естественно, не обошлось и без встроенного FM-тюнера. Отдельно хочется акцентировать внимание на глубоких басах.

Достоинства:

  • Продуманное управление;
  • «Чистая» работа, без зависаний;
  • Качественный дисплей;
  • Количество поддерживаемых форматов;
  • Наличие будильника;
  • Запас громкости;
  • Хорошая скорость передачи информации по вайфаю;
  • Доступ через web с минимальным количеством настроек.

Недостатки:

  • Комплектные колонки, которые нельзя купить отдельно;
  • «Непонятный» пульт;
  • Нет выхода на вторую пару колонок;
  • Все агрегаты центра требуют свободной розетки.

Самым главным недостатком акустической мини-системы Pioneer P2-K является лишь ее чересчур высокая стоимость, даже как для оборудования с множеством полезных опций.

Цена – 72.990 руб.

Лучшие миди-музыкальные центры

Единственным фаворитом у многочисленных покупателей в этой категории согласно отзывам стала модель Sony MHC-V11 . Лавры ей достались из-за невероятно глубокого звука, вплоть до «дрожи» в стеклах. С одной стороны это хорошо, но с другой, из-за отсутствия ручных настроек эквалайзера, при необходимости не получится быстро и точно отрегулировать звучание. Этот недостаток дополняет то, что по первым ощущениям устройству не хватает немного басов.

Пусть этот вариант и не самый лучший для прослушивания рока, но он явно придется по душе любителям караоке. Здесь есть выход под довольно удобный и качественный микрофон. Этот центр, несмотря на то, что принадлежит к серии «миди», имеет всего один лоток под диск.

Достоинства:

  • Удобство регулировки звука;
  • Дизайн;
  • Подключение по bluetooth;
  • Качество сборки;
  • Комплектация;
  • Простота управления.

Недостатки:

  • Нет входа для наушников;
  • Шумная работа CD привода;
  • Отсутствие эквалайзера.

В отзывах говорят о том, что Sony MHC-V11 слишком мощный для дома, а вот для дискотек в больших помещениях данная модель будет в самый раз.

Какой музыкальный центр лучше выбрать

Если вы планируете купить музыкальное оборудование для использования в одной комнате или небольшой квартире, то можно ограничиться и микро-системами. В среднем, они имеют мощность в пределах от 5 до 40 Вт. Тем, кто, например, любит устраивать дома вечеринки, но на профессиональный уровень не претендует, будет вполне достаточно и мини-систем. Ну и, соответственно, для больших корпоративов, свадеб и для проведения других праздников лучше всего выбирать миди-системы или многофункциональные мини-центры.

Каждый из описанных здесь центров подходит для своих целей:

  • Петь в караоке дома вполне можно и с LG FH6, а вот в кафе или на праздниках понадобится уже более профессиональное оборудование, например, Sony MHC-V11.
  • Для организации отличных вечеринок идеально подойдет Pioneer P2-K.
  • Если нужно просто слушать музыку, то логично будет остановиться на недорогой модели по типу Pioneer X-HM51-W или Sony CMT-SBT100.

Это видео вам поможет при выборе музыкального центра:

В настоящее время акустическая система присутствует практически в каждом дом, но вопрос о подборе качественной системы до сих пор остается актуальным. Существует несколько видов музыкальных центров, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.

Что собой представляет музыкальный центр?

Конфигурации музыкального центра подразумевают направление техники узкой специализации. Подобного характера акустическая система, оснащена аппаратурой считывания и воспроизведения аудиофайлов, в том числе радиомодулем служащим улавливать трансляции радиостанций.

Формат музыкального центра сочетает сбалансированный и оптимальный звук, достижение которого становится возможным путем конструктивных особенностей. Конкретно из-за этого, зачастую минисистема стандартного качества имеет лучшие звуковые характеристики с повышенной четкостью, нежели несбалансированный комплекс Hi-Fi компонентов, собранный на быструю руку.

Микросистемы

Среди плюсов микросистемы присутствует возможность заполнить музыкой комнату с небольшой площадью, не тратя на это большие деньги и много места. Покупателям данной техники требуется идеальное качество звука, но предоставить его способны далеко не все модели.

Микросистема, иначе говоря, музыкальный центр - представляет собой комплектацию, состоящую из компактного головного устройства с парой колонок небольшого размера.

Комплектующие включают в себя следующие элементы:

  • пульт управления;
  • провода;
  • руководство по использованию и прочая документация.

В данный момент времени у микросистемы имеется возможность воспроизведения CD и приема радиопередачи. Множество из них имеют в функционале аудиофайловую систему (lossless), поддержку гаджетов (имеются такие способы передачи информации, как Bluetooth и USB кабель), присутствует даже подключение локальной сети для воспроизведения интернет-радио с цифровым аудиоконтентом.

Из вышеперечисленного можно подвести итог, что пользователи микросистем получают хорошее качество музыки, не прилагая особых усилий. Необходимо только подсоединить колонки, воткнув разъем, в розетку, и подключенная техника готова к использованию.

При использовании микросистем не возникает проблем касательно совместимости электронных блоков с акустикой, поскольку все необходимое находится в коробке.

Микросистемы представляют собой музыкальные центры с моноблочной структурой и небольшими объемами. Среди основных элементов микросистемы присутствует оптический привод с радио-тюнером. Микросистемы небольшое количество функционирующих элементов, и все они с довольно скромными характеристиками. Они обладают малой мощностью.

В комплектующих элементах имеется усилитель со слабой мощностью и звуковые колонки небольшого размера. Обычно это стандартная стереопара. Даже с небольшой ценовой категории микросистемы способны воспроизводить качественный звук.

Подобные центры имеют малый вес, поэтому пригодны для транспортировки.

Минисистемы

Представляют блочную и моноблочную конструкцию. Их габаритные размеры немного больше микросистем.

Касаемо функциональных элементов и характеристик минисистем, выделяют:

  • обычные минисистемы;
  • минисистемы среднего уровня;
  • минисистемы высшего уровня.

Обычные минисистемы являются наиболее популярными у покупателей, и это неудивительно, поскольку они обладают всеми требуемыми для музыкального центра характеристиками и комплектующими. Такие музыкальные центры обладают средним уровнем мощности. Снабжаются неплохим усилителем с колонками, которые способствуют хорошему, качественному сигналу звука. Также из плюсов выделяется доступная стоимость.

Минисистемы среднего и высшего уровня обладают большей мощностью. Имеют лучшую, в сравнении с микросистемами, акустическую систему. Обладают целым рядом преимуществ, выраженных в качестве дополнительных элементов.

Стоимость минисистем среднего и высшего уровня немного выше цены стандартных минисистем.

Подходят в целях домашнего пользования. Простого прослушивания музыки в домашних условиях, или, к примеру, для проведения дискотек в небольших помещениях.

Мидисистемы

Мидисистемы представляют собой блочную конструкцию и имеют самые большие размеры по сравнению с уже представленными музыкальными центрами. Большое количество моделей такого типа выпускаются, как компонентные системы. В более дорогих мидисистемах акустика имеет корпуса, изготовленные из дерева, которые в комбинации с мощными усилителями, имеющими низкую частоту, гарантирует музыкальному центру высокое качество звучания.

Довольно часто миди-системы оснащаются высококачественными CD-транспортрами и многобитовыми процессорами для обработки звука, имеющего высокое разрешение, а также высококачественными кассетными деками, имеющими систему шумоподавления.

Главным отличием этих музыкальных центров является функция поддерживания огромного количества форматов. В большинстве мидисистем даже присутствует функция караоке.

Цена мидисистемы довольно высокая.

Идеальный вариант проведения дискотек в помещениях с большой площадью.

Изучив каждый из представленных вариантов музыкальных центров и разобравшись в их отличиях, больше не должно возникнуть вопросов о том, на какое устройство стоит обратить внимание.